Обзор храма Спас на Крови в СПб

Храм Спас на Крови в городе Санкт-Петербург Санкт-Петербург

Храм Спас на Крови в городе Санкт-Петербург – это уникальный исторический архитектурный памятник и одна из главных достопримечательностей России. Он является отделом государственного памятника-музея «Исаакиевский собор». Воздвигнут храм был по указу Александра III и Синода на месте гибели Царя-Освободителя Александра II.

Храм Спас на Крови в городе Санкт-Петербург

Общие сведения

Храм Спас на Крови регулярно посещают жители города и туристы со всех уголков нашей страны и мира.

Расположение. Спас на Крови находится по адресу: канал Грибоедова, 2Б, корпус А. Храм располагается недалеко от Михайловского сада и Конюшенной площади. Это место именуется историческим центром Санкт-Петербурга.

Как добраться? Любой желающий может добраться до храма на метро. Необходимо выйти на станции «Невский проспект». Далее идти по набережной Грибоедова до здания храма. Время прогулки займет около десяти минут.

Время работы. Храм Спас на Крови работает с 10:30 до 18:00. С 1 мая по 30 сентября режим работы – с 10:30 до 22:30. Выходной день – среда.

В дни государственных праздников и школьных каникул, кроме летних, храм работает ежедневно.

Контактные данные. В храм можно дозвониться по телефонному номеру + 7 964 339 55 93. Возможно также связаться по электронной почте, отправив письмо на e-mail bagri@mail.ru или hramspasnakrovi@mail.ru

Храм имеет и официальный сайт, где указаны все предстоящие мероприятия http://spas.spb.ru

Стоимость посещения. Цена билета для взрослых равна 250 руб. Стоимость посещения для детей старше семи лет, студентов и пенсионеров – 50 руб.

Можно заказывать различные экскурсии, например, тематические или в вечернее время. В таком случае стоимость билета будет 400 руб.

Богослужения. Храм Спас на Крови проводит богослужения по воскресным и праздничным дням. Служба начинается в 7:00. Всенощная литургия проводится по субботам. Начало в 18:00.

Здание храма

Исторический центр Санкт-Петербурга является смесью различных архитектурных стилей, таких как модерн, классицизм и ампир. И в центре великолепия классических форм и стилей располагается удивительный храм Спас на Крови. Здание, построенное лучшими зодчими, украшено яркими куполами, кокошниками, интересными кирпичными кладками и пилястрами.

Архитектура

Храм является ярким примером последнего этапа так называемого русского стиля. Строение соединило в себе несколько образов русских православных соборов. При проектировании здания архитектор Альфред Парланд ориентировался и вдохновлялся храмами Москвы и Ярославля, которые были построены еще в XVI-XVII веках.

Каждый приезжий и житель города при первом взгляде на храм замечает поразительное сходство с собором Василия Блаженного, что расположился на Красной Площади в Москве.

Внешний вид храма – это живопись во всем понятии этого слова. Спас на Крови искусно декорирован и насыщен всевозможными деталями ярких цветов. Храм богато украшен изразцами, орнаментами и иконами. Для декорирования храма использовались различные отделочные материалы:

  • кирпич и мозаика;
  • мрамор и позолоченная медь;
  • гранит и эмаль.

Внешняя сторона Спаса на Крови украшена надписями, которые повествуют о грандиозных победах страны при правлении Александра II Освободителя.

Декорирование храма
Искусный и богатый декор храма

Здание храма асимметрично и вытянуто в направлении восток-запад. В восточной части имеются три алтарные апсиды:

  1. Одна – в центре.
  2. Две маленькие – по бокам. Они имеют красивые позолоченные купола.
Алтарь
Три алтарные апсиды с позолоченными куполами

В западной области здания расположилась двухъярусная колокольня, которую украшают крупные и богатые купола. Двери храма находятся с двух сторон храма. Одна располагается в северо-западном углу здания, а вторая дверь – в юго-западном крыле.

Внешняя сторона Спаса на Крови
Ниши на внешней стороне собора с памятными досками из гранита

В храме имеется множество ниш, которые украшены двадцатью памятными досками, выпиленными из гранита темно-красного цвета. На данных досках позолоченными буквами выгравированы все дела и реформы царя Александра II, начиная с 1855-го и заканчивая 1881 годом. Три стороны колокольни украшены гербами русских городов, уездов и губерний. Все они выложены изумительной мозаикой и являются главным историческим и культурным символом храма.

7 гербами русских городов_result
Одна из сторон колокольни, украшенная гербами русских городов и губерний

Пространство между крыльцами украшает распятие, которое исполнено также в технике «мозаика». Вверху изображен двуглавый орел – герб русского государства.

8 Пространство между крыльцами украшает распятие

Вся площадь, которую занимают композиции из мозаики, равна около 400 кв. м.

Купола

Венчает Спас на Крови девять куполов, в совокупности которые представляют собой асимметричный живописный ансамбль. Некоторые купола, к примеру, главный и центральный купола шатра, покрыты ювелирной эмалью. Другие покрывает позолота.

9 Венчает Спас на Крови девять куполов_result
Вид храма сверху, здесь хорошо просматриваются все девять куполов

Композиционный центр храма – четверник, увенчанный пятиглавием. Он имеет уникальную особенность – вместо главы в центре располагается шатер, высота которого достигает 81 м. Шатер – восьмигранный и в своем пьедестале имеет восемь окон вытянутой конфигурации. Конструкции украшены наличниками, выполненными в виде кокошников. Это не только вносит «изюминку», но и придает особую атмосферу.

10 Композиционный центр храма – четверник, увенчанный пятиглавием_result
Самый высокий купол — это шатер, покрытый эмалью желтого, зеленого и белого оттенков

Кверху шатер плавно зауживается. Здесь наблюдается восемь небольших карнизов с маленькими окнами. Завершает убранство шатра фонарь, на котором размещена луковичная главка, покрыта эмалью желтого, зеленого и белого оттенков. Цвета нанесены поочередно в виде полос. Также здесь установлен крест.

Шатер окружают четыре купола луковичной формы, украшенные эмалью. Каждый из них имеет собственный уникальный узор и рисунок. Купола находятся на так называемых барабанах и создают в совокупности друг с другом симметричную композицию.

Колокольня
Колокольня храма возвышается на 63 метра

Западная часть храма отведена для колокольни, стиль которой также завершен куполами.

Такой дизайн колокольни делает Спас на Крови похожим на собор Ивана Великого, расположенный в Московском Кремле.

Звонница имеет восемь арок, которые разделены колоннами. Три оставшиеся купола гораздо меньше и находятся в других строениях, расположенных с востока здания.

Интерьер

Внутреннее убранство храма – это поистине уникальное и роскошное творение рук лучших мастеров. Первое, на что стоит обратить внимание каждому человеку, – это окна. Конструкции уникальны своей формой и дизайном. Раньше в окнах были установлены стекла разных цветов. Внизу – прозрачные, бесцветные. Вверху оконной конструкции были небесно-голубые стекла, а посередине – изящная градация двух оттенков. Такой художественный прием позволял при любой погоде создать иллюзию лазурного потолка храма.

12 окна. Конструкции уникальны своей формой и дизайном

Над стилем интерьера Спаса на Крови трудились разные мастера. Но несмотря на это, убранство смотрится как единая грациозная композиция. В интерьере здания смешались не только стили и цвета, которые играют и переливаются в солнечных лучах, но и материалы:

Мозаика. В интерьере храма представлены великолепные работы, выполненные мозаикой. Большая часть всех произведений и украшений внутри здания выполнена именно в стиле мозаичного искусства, в то время как снаружи мозаика – лишь легкий штрих внешнего убранства.

13.1 Мозаика

Мозаичное убранство Спаса на Крови украшает приблизительно 7 065 кв. м. Такое не встречается ни в одном крупном православном храме. Роскошная мозаика покрывает практически все потолки, полы и стены. Также мозаикой выложены иконостас и киоты.

Все изображения в интерьере поделены на группы в соответствии с тематикой. Рисунки и орнаменты с использованием растительных мотивов, сине-зеленого оттенка, напоминающего ночь, размещены в папертях храма. Сюжеты Ветхого завета, скомпонованные на нежно-голубом фоне, находятся в арках, которые ведут из папертей. Если посмотреть на пилоны и пилястры, то можно увидеть изображения апостолов, святых, пророков и мучеников.

13 Мозаика

В центральной области здания располагаются изображения, повествующие о земной жизни Христа. На западной стороне внутреннего убранства находятся сцены на золотом фоне, изображающие мучения Спасителя, Его распятие и Воскресение. С востока можно увидеть мотивы, которые показывают окончание евангельского периода.

Камень. Данный материал является особым украшением интерьера храма. Его великолепие, богатство, изящество и цветовая гамма превратили внутреннее убранство в уникальный образец камнерезного искусства. Для работы над дизайном применялись только лучшие камни из разных уголков мира: мрамор из Италии, яшма из Урала и Алтая.

Весь материал послужил основой для интересных орнаментов и рисунков. Стены снизу, а также солея иконостаса и скамьи выполнены из зеленого калабрийского мрамора. Цоколь пилонов, расположенных в центре, облицован лабрадоритом, привезенным из Житомира. Данный камень имеет удивительное свойство – иризацию. Из-за него на территории помещения образовывается свечение, как будто в окна заглянула радуга. Темно-синие цвета плавно перетекают в ярко-синие, а далее – в серебристые и золотые блики.

14 Пол Спаса на Крови выполнен при помощи итальянского мрамора

Пол Спаса на Крови выполнен при помощи итальянского мрамора. Изображение на поверхности представляет собой геометрическую композицию в плотных темных цветах.

Внутри храма посетители могут насладиться не только благородным и живописным видом иконостаса, киотов, икон, выполненных мозаикой, а также балдахином и его оформлением из камня, имеющим историческую ценность. Он находится над местом, где был убит Александр II.

Чем еще примечателен Спас на Крови?

Решетка. Посетителям храма следует обратить внимание на решетку, которая окружает Спас на Крови со стороны Михайловского сада. Она имеет изящную витиеватую форму. Решетка выполнена в стиле модерн, превосходно сочетается с общим видом храма и считается самой красивой архитектурной работой города.

15 Решетка

Ограда Спаса на Крови имеет закругленную конфигурацию. Установлена между колоннами на высоком фундаменте. Сама конструкция выполнена из чугуна и напоминает легкое кружево русских красавиц. В ней сплелись невероятные и поистине прекрасные растительные мотивы, подчеркивающие стиль храма. Фундамент и ворота также окутаны фрагментами орнамента. На столбах прикреплены фонари и майолики – керамические плиты, расписанные под стиль решетки.

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. В ансамбле храма есть также часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, которую стоит посетить каждому прихожанину. Она была спроектирована, как и само здание храма, архитектором А. А. Парландом.

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери
Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери

На территории часовни раньше хранились утварь церкви, иконы и различные предметы, которые были подарены храму в память о погибшем царе. Помимо этого, ризница была местом хранения креста с частицами, привезенного из Житомира, а также фрагментов камня с Голгофы. Еще часовня служила выставочным залом для чертежей, эскизов и отделочного материала, примененного при возведении Спаса на Крови.

Строение часовни-ризницы выполнено, как и храм, в русском стиле с применением орнаментальных фрагментов Древней Византии. Здание имеет прямоугольную форму и облицовано кирпичом.

Фасад ризницы выходит на канал Грибоедова. С этой стороны строение оформлено мраморными колоннами. С обеих сторон фасада разместились крупные столбы с небольшими углублениями, декорированными изразцами из керамических плиток.

Главный вход в часовню оформлен удивительными колоннами
Белые колонны у входа в ризницу

Главный вход в часовню оформлен удивительными колоннами. Над входом – кокошник, в середине которого помещена икона «Спас Нерукотворный», выполненная в технике «мозаика». Завершает композицию здания высокая хризма.

С 2013 года часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери приглашает всех желающих посетить уникальный музей камня. На территории выставочного павильона имеются несколько отделов.

В первом зале демонстрируются камни и материалы, использованные для строительства и декорирования интерьера Спаса на Крови. Здесь возможно насладиться видами живописных драгоценных камней, а также прочих декоративных материалов.

Музей камня
Экспонаты в музее камня

Второй выставочный павильон поражает воображение живостью и красотой. В данном месте представлены в широком ассортименте уникальные произведения искусства из янтаря. Главная достопримечательность и гордость зала – миниатюра Исаакиевского собора, полностью выполненная из данного камня. А также шесть икон, изготовленных из мозаики.

Достопримечательности. Привлекателен для посетителей не только сам храм, но и достопримечательности, которые расположились в его округе:

  • Всероссийский музей имени А.С. Пушкина.
  • Эрмитаж.
  • Этнографический музей.
  • Русский музей.
  • Летний сад.

Краткая история храма

История создания храма Спас на Крови начинается 2 марта 1881 года, сразу на следующий день после смерти царя Александра II. Решение о закладке памятного строения было принято императором Александром III.

Изначально было решено возводить на месте гибели царя часовню. В качестве архитектора выступал Л. Бенуа. Возводилось здание на средства купца Громова. И уже в середине апреля 1881 г. часовня была освящена. Однако в 1883 г. она была помещена на Конюшенную площадь и через 9 лет разрушена.

Для разработки эскиза будущего храма был объявлен конкурс. В конце декабря 1881 года на суд комиссии были представлены двадцать шесть проектов. Победитель конкурса и конкурсанты, занявшие второе и третье место, представили работы, выполненные в русско-византийском стиле. Они были продемонстрированы Александру III, но он отверг все варианты, так как хотел, чтобы храм был в русском стиле и походил на храмы Ярославля и Москвы.

Таким образом, был создан второй конкурс, где из 31 претендента император также не выбрал лучший замысел. Эскизы были доработаны в соответствии с пожеланиями Александра III, и в итоге проект архитектора А. Парланда стал лучшим.

Старое фото
Внешний вид храма Спас на Крови в 1907-1910 годах

В 1883 г., в конце октября, был заложен первый камень храма. При строительстве здания применялись все современные на тот момент технологии. Храм был полностью электрифицирован. Помещение внутри освещали 1 689 лампочек. Так как место для будущего строения располагалось вблизи канала, было решено не усиливать грунт сваями, а соорудить фундаментное основание. Такой ход уберегал храм от попадания воды из канала.

Освящен Спас на Крови был в 1907 г. Это произошло из-за сильной задержки в оформлении здания мозаикой. На освящении присутствовал сам император Николай II и все члены придворного Дома. А в 1908-м была освящена часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери.

Николай II с супругой
Царская чета на освящении собора. Начало крестного хода вокруг храма

Спас на Крови изначально не был приходским храмом. Службы и проповеди проводились только лишь в память об Александре II. Далее в 1917 г. было принято решение о прекращении финансирования Спаса на Крови. А в октябре 1930 году ВЦИК постановил закрыть храм.

В 1938 г. Спас на Крови планировали разобрать. Но во время Великой Отечественной войны это решение было отложено.

Начиная с 1968 г. Спас на Крови оберегает Государственная инспекция, занимающаяся охраной памятников. Двери для посетителей храм вновь открыл после череды реконструкций в 1997 году, когда он уже носил статус музея. С 2010 года в храме стали проводить богослужения.

Видеофильм о храме Спас на Крови

Из данного видео вы сможете подробно узнать о храме, его истории, внешнем виде, интерьере и пр.:

Отзывы посетителей

Мария, 24 года. Храм Спас на Крови поражает взгляд своим великолепным видом и невероятным интерьером. Богатая и интересная история захватывает, как и убранство храма. Бывала в Санкт-Петербурге три раза и, к сожалению, не была ни разу в храме. Но на четвертый раз посетила историческое место и осталась безмерно довольна экскурсией.

Дмитрий, 46 лет. Храм Спас на Крови мне довелось посетить два раза. И оба раза я был поражен и удивлен столь прекрасным творением. При одном взгляде на фасад захватывает дух и по коже бегут мурашки. Внутри меня охватило светлое чувство, пронизывающее насквозь. Покидать храм совершенно не было желания. В первое свое посещение я провел там около четырех часов.

Маргарита, 57 лет. Однажды была в Петербурге. И первым делом решила посетить Спас на Крови. Храм издалека походит на пряник – так переливаются и играют в солнечных лучах его цвета и позолота. Внутри храма не могла оторвать взгляда от мозаичных икон и орнаментов. Также посетила и музей камня. Он великолепен. Посещением я довольна и планирую еще одну поездку в этот чудесный город, чтобы снова увидеть храм.

Храм Спас на Крови, рассказывающий трагическую историю, – это уникальное строение, которое должен посетить каждый приезжий и житель Санкт-Петербурга. Здание отличается среди прочих своей самобытностью, яркостью и уникальным стилем, который подчеркивает индивидуальность храма и выделяет его на фоне других исторических памятников Санкт-Петербурга.

Станислав Холмогоров

Автор статей, путешественник и просто отличный человек. Считает, что без путешествий невозможно полноценно жить.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
ПутиХод.ру
Добавить комментарий