Крейсер Аврора – известнейший корабль-музей России

Крейсер "Аврора" Санкт-Петербург

Крейсер Аврора является историческим памятником РФ, ее культурным наследием. Он прославился участием в трех войнах, символизирует Октябрьскую революцию. Его история крайне богата и интересна, она нашла свое отражение в различных областях искусства – кинематографе, музыке, литературе, филателии, нумизматике.

Крейсер "Аврора"

История постройки

Тип крейсера Аврора – «Диана», ранг I. Заказывать крейсеры этого типа начали из-за трудностей во внешней политике в конце XIX века. Сначала это было геополитическое соперничество с Англией, названное Большой игрой. Затем обострилась обстановка на Балтике.

Напряженная политическая ситуация вынудила Россию скорректировать 20-летнюю судостроительную программу, которую приняли в 1881 году. Заказали 3 крейсера с броневой палубой – тип «Диана», одним их которых стала Аврора. Изготовлением занималось Новое Адмиралтейство, исполнил заказ Балтийский завод.

Прототипом стал крейсер «Талбот» (Англия). Изначально планировалось строить два крейсера – Диана и Паллада. Это было основной работой, а Аврора стала дополнительным проектом, ее строительство отставало от графика.

Формировать корабельный корпус начали осенью 1986 года. Сталь поставлялась Адмиралтейским Ижорским заводом, но он не справлялся с обилием заказов, поэтому часть материалов для Авроры поставил Александровский чугунолитейный завод. Проблема с материалами послужила одной из причин задержки строительства.

Название «Аврора» появилось 12 апреля 1897 года по приказу Николая II. Всего было 11 вариантов, но он предпочел символ римской богини зари.

Официальной датой закладки крейсеров типа «Диана» стало 4 июня 1897 года. Церемония была тожественно проведена на Авроре. На ней присутствовал генерал-адмирал Алексей Александрович. Была укреплена табличка из серебра между шпангоутами, произвели поднятие флага и гюйса.

Из-за ряда проблем изготавливать машины, котлы и различные механизмы начали поздно. Контракт на работы подписали лишь в июле 1987 года. В соответствии с ним все работы обошлись в 2,275 миллионов рублей.

Строительство крейсера с ходовыми испытаниями заняло почти 8 лет. Этот период отмечен вовлечением в строительство четырех офицеров Корпуса корабельных инженеров – де Грофе, Токаревского, Пущина и Баженова.

Строительство крейсера
Строительство крейсера

В октябре 1897 года установили форштевень. Морское министерство в лице управляющего им Тыртова во время визита в Новое Адмиралтейство распорядилось не отставать от постройки Дианы и Паллады. В середине 1898 года Аврора была готова на 28% по корпусу, практически на 60% по машинам.

Когда изготавливалась паросиловая установка, старшим офицером стал инженер-механик Петров, появились офицеры с судовыми специалистами. Они предложили изменения в торпедном вооружении – теперь на крейсере было три торпедных аппарата 381 мм. Изготовлением занялся Петербургский металлический завод летом 1898 года.

Весной 1990 года корпус Авроры был готов на 78%. Одновременно устанавливали различные системы и устройства.

Датой торжественного спуска Авроры на воду стало 24 мая 1900 года. За церемонией наблюдали Николай II с императрицами – матерью и супругой. Находились они в Императорском павильоне. Торжество сопровождалось залпами артиллерийского салюта, который дали корабли на Неве.

После торжественного спуска крейсер на буксире отправили к Франко-русскому заводу для установки главных машин. Одновременно занялись паропроводом, вспомогательными механизмами, общекорабельными системами. Август 1990 примечателен появлением трех дымовых труб, из которых в конце октября уже поднялся пар.

В ноябре 1900 года провели пробу машин, доказавшую исправность их работы. Провели также испытания на швартовых, по результатам которых подписали акт №559 – крейсер мог перейти в Кронштадт. При этом многие работы были не завершены. Не началась установка электрического рулевого управления, румпельного устройства, паровой рулевой машины.

Летом 1900 года начались приемные испытания Паллады и Дианы, которые по готовности существенно опережали Аврору. Комиссия выявила ряд значимых недостатков и просчетов, многие касались артиллерийской части. Все эти ошибки были учтены и во время достраивания Авроры исправлены.

Во время строительства Авроры рабочей силы не хватало, так как судостроение шло полным ходом, одновременно делали несколько проектов. Из-за ряда недочетов и элементарной нехватки опыта пришлось дорабатывать крепления, электрооборудование. Повлияла и некачественно изготовленная вертикальная броня для боевой рубки, доработка которой заняла дополнительное время.

1902 год примечателен установкой якорей Холла – в отечественном судостроении это было новинкой. Полная готовность судна наступила в мае, а конец июля ознаменовался первым плаванием до Кронштадта. Во время него был слегка поврежден правый винт.

Становый якорь системы Холла
Становый якорь системы Холла

Испытания

Заводскими испытаниями занялись 8 августа 1902 года. Проверяли главные машины, устраняли девиацию, выправляли поврежденный правый винт, проводили другие доработки.

4 октября крейсер был готов к приемным испытаниям. Официально их началом стало 10 октября. Комиссия выявила ряд недостатков, исправить которые следовало за 2 недели.

Испытания повторили 25 октября. Прошли они успешно, но 6-часовой режим полного хода выдержан не был, поэтому крейсер был выведен из кампании, а экипаж переведен в казармы на берегу.

Следующую попытку произвели 9 ноября 1902 года. 6-часовые испытания крейсер выдержал, но машина не была принята в казну из-за расхождений с реальными условиями эксплуатации. Кампания была окончена, поэтому Морской технический комитет долго рассматривал дело. Решение приняли только в марте 1903 года – испытания перенесли на лето.

Итоговые испытания провели 14 июня. Крейсер успешно выдержал 6-часовой режим. В последующие дни совершали еще по одному пробегу – всего 4 раза. За это время контрактная скорость так и не была достигнута. Неисправности легко устранили.

Крейсер относится к Российскому императорскому флоту официально с 16 июня 1903 года. Испытания выявили еще один недочет – гребные валы бортовых машин располагались так, что в узостях управлять кораблем было сложно.

В начале июля начали монтировать рефрижераторную установку. 10 июля совершили контрольный выход с опробованием торпедных аппаратов. К сентябрю оставалось только ввести в действие рефрижераторную машину.

Последним испытанием стало плавание от Кронштадта к северной точке Борнхольма (остров) и обратно. Корабль в непрерывном пробеге прошел 1158 миль. Плавание заняло 5 дней (13-18 сентября). Контрольное испытание доказало исправную работу всех механизмов.

Первые испытания "Авроры"

История службы

В середине 1903 года Аврора причислена к отряду контр-адмирала Вирениуса, который отправился на Дальний Восток для укрепления русских военно-морских сил. Во время перехода периодически обнаруживались различные недочеты и неисправности, которые по мере возникновения исправляли. Кампания оказалась успешной, 5 апреля 1904 года крейсер вернулся со своим отрядом.

Тихоокеанская эскадра

Практически сразу после возвращения Аврору включили во Вторую Тихоокеанскую эскадру. Во время подготовки к кампании крейсер отремонтировали, усовершенствовали артиллерию. Командиром в июле назначили Е. Р. Егорьева (ранее был И. В. Сухотин). Во время боевой подготовки выявили еще несколько недочетов, которые быстро исправили.

Во время похода Тихоокеанской эскадры обстановка была напряжена, так как ожидалось японское нападение. Орудия были постоянно заряжены. Атака началась ночью с 8 на 9 октября. Во время перестрелки Аврору приняли за корабль противника и перенесли огонь на нее. Повреждения были незначительны, но из-за ранения скончался судовой священник. Причиной инцидента, названного Гулльским, оказалась британская рыболовецкая флотилия. Возникли осложнения с Великобританией.

Во время похода было несколько труднейших участков маршрута, включая Индийский океан. Подготовка к бою началась 26 марта 1904 года. 14 мая началось Цусимское сражение. Первый выстрел нечаянно совершили на броненосце Орел – начался бой. Во время него Аврора получила ряд повреждений, капитан Егорьев был смертельно ранен. Командование перешло сначала к старшему штурману Прохорову, затем к старшему офицеру.

Во время боя осколки 6 раз сбивали флаг Авроры, но его неизменно поднимали, хоть он уже и превратился в лохмотья. К концу боя Аврора потеряла одного офицера, 9 матросов, было ранено 82 человека (в основном комендоры и орудийная прислуга).

Эскадра была полностью расстроена. С адмиралом Энквистом помимо Авроры оставались только крейсеры Олег и Жемчуг. Вернуться во Владивосток им не давали японские корабли. В мае русские корабли прибыли в Манилу, но им приказали разоружиться или в течение суток покинуть порт. С разрешения императора командиры крейсеров дали подписку о неучастии в военных действиях. Во время стоянки в Маниле раненых вылечили в морском госпитале, произвели ремонт крейсеров.

23 августа 1905 года произошло подписание Портсмутского мирного договора, поэтому отряд начал готовиться к возвращению на Родину. Произошло оно зимой 1906 года.

Цусимское сражение
Цусимское сражение

Служба в мирное время

До начала Первой мировой войны в истории крейсера Авроры примечательны следующие моменты:

  • февраль-март 1905 года – демобилизация, вступление в вооруженный резерв;
  • май 1905 г. – сдача артиллерийского боезапаса, стоянка на ремонт, проведение неотложных работ по машинам и котлам;
  • осень 1909 г. – вход в отряд крейсеров для заграничного плавания;
  • октябрь 1909-апрель 1910 годов– Средиземное море и Атлантический океан, посещение ряда портов, Кильская неделя;
  • ноябрь 2010 г. – заграничное плавание, получение золотой медали в Мессине, помощь в борьбе с пожаром в городе и награда за это (по 1800 лимонов и апельсинов);
  • 25 февраля 1911 г. – вход в бригаду крейсеров 1-го резерва;
  • весна-лето 1911 г. – учебное плавание по Балтийскому морю;
  • 22 сентября 1911 г. – участие в торжествах в Сиаме (коронация сиамского короля);
  • февраль 1912 г. – 4 месяца на Средиземном море (международная эскадра держав-покровительниц Крита);
  • 16 июля 1912 г. – возвращение на Балтийское море, зимовка в Кронштадте;
  • 1913 г. – учебные плавания по Балтийскому морю (командовал В. А. Карцов);
  • 1914 г. – флагманский корабль учебного отряда;
  • июль 1914 г. – 2-я бригада крейсеров Балтийского моря, командование перешло Г. И. Бутакову.

Первая мировая война

17 июля 1914 морские силы Балтийского моря приказано было привести в боевую готовность. История крейсера Аврора включает следующие моменты:

  • лето 1915 г. – Або-Оландская шхерная позиция, сложные походы;
  • зима 1915 г. – ремонтные работы (повреждение бортовых винтов во льдах);
  • февраль 1916 г. – командование перешло М. И. Никольскому;
  • 1916 г. – практические плавания с корабельными гардемаринами, с июля спешная подготовка к десантной операции в Рижском заливе;
  • сентябрь 1916 г. – капитальный ремонт;
  • февраль 1917 г. – размещение на Авроре арестованных агитаторов и подстрекателей;
  • 28 февраля 1917 г. – расправа с командиром и старшим офицером Авроры (участвовали рабочие с берега, матросы), оба были убиты;
  • лето 1917 г. – организация судового комитета (осуществлял демократические права матросов), постоянное проведение митингов и собраний;
  • 4 июля 1917 г. – участие в большевистской демонстрации на Садовой, обстрел и арест матросов, содержание в «Крестах», через месяц командир и команда взяли арестантов на поруки;
  • ночь на 25 октября 2017 г. – восстановление движения по Николаевскому мосту;
  • 25 октября – Аврора произвела холостой выстрел, который посчитали сигналом штурмовать Зимний Дворец (момент является спорным до сих пор и описывается в разных источниках по-разному);
  • 28 ноября 2017 г. – окончание ремонта, успешные швартовые испытания, переход в Гельсингфорс и вхождение во 2-ю бригаду крейсеров;
  • 22 декабря 1917 г. – переход в Кронштадт, а через 5 дней и в Петроград;
  • конец 1917-начало 1918 годов – 2 попытки диверсий.

Экипаж "Авроры"

В конце июля несколько крейсеров, включая Аврору, хотели затопить для преграды пути кораблям интервентов. Летом 1922 года Аврора поступила на хранение в Кронштадтский военный порт.

Довоенное время

Перед ВОВ в истории крейсера Аврора примечательны следующие моменты:

  • 30 декабря 1922 года командование передано Поленову (был мичманом);
  • до весны 1923 года – выведение крейсера из долговременного хранения;
  • июль 1923 года – успешные ходовые испытания, участие в тушении пожара в форте «Павел I», участников наградили орденами Красного Знамени;
  • 1923 – плавания по Балтийскому морю, подготовка к заграничному плаванию;
  • май-сентябрь 1925 года – поход вокруг Скандинавии;
  • зима 1925-1926 гг. – профилактический ремонт;
  • ноябрь 1927 г. – награждение орденом Красного знамени, через несколько дней поднятие Краснознаменного военно-морского флага и прикрепление мемориальной таблички;
  • 1927-1930 гг. – заграничные плавания;
  • осень 1933 г. – начало капитального ремонта, который был прекращен досрочно весной 1935 г.

Великая Отечественная война

В 1941 году Аврора должна была быть исключенной из списков флота, но из-за войны она вошла в систему Кронштадтской противовоздушной обороны. В июле сформировали батарею «А» – 9 орудий с крейсера.

3 сентября 1941 года – старт активных боевых действий. Батарея «А» ударила по противнику в ряде точек его скопления. 11 сентября – атака немцами 1-го орудия, захват нескольких огневых позиций с боями. На 8-й день из личного состава осталось только 26 моряков вместо 165.

В сентябре немецкая артиллерия и авиация ежедневно открывала огонь по Авроре. Командир отправил моряков на безопасный берег, но это сочли паникерством и бегством с корабля, за что его арестовали, а позже расстреляли.

В дальнейшем Аврора получила множество повреждений, села на грунт. В августе 1944 года крейсер решили сделать музеем-памятником и установить у Петроградской набережной.

Осенью 1945 года начались съемки фильма «Крейсер «Варяг», в котором участвовал весь личный состав корабля. Съемки заняли почти год, сразу же после них возобновили ремонт крейсера.

В 1968 году (22 февраля) Аврора получила орден Октябрьской революции, где изображен сам крейсер. Только он в стране дважды стал орденоносным кораблем.

На позиции 1-го орудия батареи «А» в 1963 году соорудили первый обелиск. На месте 2-го орудия в 1987 году открыли мемориал «Взрыв», в этом же году появился мемориал «Залп Авроры» (31-й км Киевского шоссе). Годом позже открыт мемориал «Боевой славы».

Стреляющая "Аврора"

Конструкция крейсера

Корпус крейсера представлен тремя палубами:

  • верхняя;
  • внутренняя батарейная;
  • внутренняя броневая – называется жилой, по всему периметру расположилась платформа, имеются они и на оконечностях судна.

Трюм внутри делится на 13 отсеков – разделителями служат главные поперечные переборки. Корабль непотопляем за счет 4 отсеков, которые разделяют броневую и батарейную палубы:

  • носовой;
  • кормовой;
  • машинное отделение;
  • котельное отделение.

Наружная обшивка была стальной – 6,4 м длиной и до 16 мм толщиной. Подводную и частично надводную часть корпуса покрывала медная обшивка. Она предотвращала электрохимическую коррозию и обрастание.

Фальшкиль был двухслойным. Для изготовления нижнего ряда использовали дуб, верхнего – тик.

Крейсер был оснащен двумя мачтами – основания крепились на броневой палубе. Фок-мачта – 23,8 м, грот-мачта – 21,6 м.

Палуба была полностью бронирована, чтобы защитить важнейшие отсеки корабля. Толщина брони составляет от 38 до 63,5 мм.

Для защиты боевой рубки использовали бронелисты 152 мм со всех сторон и 51 мм сверху. Вертикальное бронирование в толщину составляло 38 мм.

Для котельной установки использовалась система Бельвиля. Установлено было 24 котла образца 1984 года. Котлы занимали три отсека – носовой, кормовой и средний котельный. Главный паропровод был соединен с главными паровыми машинами магистралью труб, которые проложили по бортам судна. Над каждым котельным отделением находилась 27-метровая дымовая труба. Работа котлов обеспечивалась водой – корабельные цистерны содержали более 330 т пресных запасов. Для их пополнения использовали опреснительные установки.

Работал крейсер на угле. Для его запасов было организовано 24 угольных ямы, которые занимали межбортовое пространство рядом с котельными отделениями. Предусмотрено было также 8 угольных ям, где хранилось запасное топливо. В общей сложности на крейсере могла поместиться почти 1000 тонн угля. Имея полный запас топлива, Аврора могла пройти 4000 миль (при скорости в 10 узлов).

Движение крейсера обеспечивалось преимущественно тремя паровыми машинами тройного расширения. Общая мощность паровых динамо-машин составляла 336 кВт. Они вырабатывали постоянный ток с напряжением в 105 В.

Планировалась скорость в 20 узлов. Этот показатель был практически достигнут на испытаниях, но Аврора по скорости все равно превзошла и Диану, и Палладу.

Крейсер был оборудован тремя трехлопастными гребными винтами из бронзы. Вращались они в разных направлениях.

Аврора предусматривала ряд вспомогательных систем:

  • водоотливная (производительность почти 3000 тонн в час);
  • осушительная;
  • балластная;
  • пожарная.

Было предусмотрено внушительное шлюпочное вооружение:

  • паровые катера – 2 по 30 футов;
  • два баркаса – 16- и 18-весельный;
  • два катера – 12- и 14-весельный;
  • 6-весельные вельботы – 2;
  • ялы – 2.

Конструкция крейсера Авроры

Длина Авроры составляла 126 м, ширина – 17 м. Полное водоизмещение – 6,731 тысяча тонн, осадка – 6,2 м. Совокупная мощность механизмов достигала практически 12 тысяч л. с.

Вооружение

Вооружение Авроры за время ее истории несколько раз менялось. Артиллерийское вооружение включало:

  • Пушки Канэ 152-мм – 8 штук, 45 калибр, 2-5 выстрелов в минуту, дальность 9,8 км. Снаряды были фугасными, бронебойными и шрапнельными. Общий боезапас – 1414 выстрелов.
  • Пушки Канэ 75 мм – 24 штуки, 50 калибр, дальность 7 км, 4-10 выстрелов за минуту, боезапас – 6249 выстрелов.
  • Орудия Гочкиса – 8 одиночных, 37 мм. Боезапас – 3600 патронов.
  • Пушки (система Барановского) – 2 десантные, 63,5 мм. Боезапас – 1440 патронов.

Минно-торпедное вооружение было представлено надводным выдвижным торпедным аппаратом и двумя подводными траверзными щитовыми аппаратами. Использовались торпеды Уайтхеда. Стрельбу обеспечивал сжатый воздух, когда скорость корабля составляла до 17 узлов.

Торпедные аппараты наводились тремя прицелами. В боезапасе было 8 торпед: дальность хода – 1,5 км, калибр – 381 мм.

Минное вооружение Авроры предусматривало сфероконические мины заграждения (35 штук). Предусматривались также противоминные сети заграждения.

Для внешней связи на крейсере использовали сигнальные флаги, реже боевые фонари Манжена – на вооружении было 6 прожекторов. Ночная дальняя зрительная сигнализация обеспечивалась двумя комплектами огней системы Табулевича – новинка того времени. Использовалась азбука Морзе: белая вспышка была точкой, красная – тире.

Для наблюдения использовали бинокли и зрительные трубы.

Экипаж

На крейсере Аврора был предусмотрен экипаж в 570 человек – 20 офицеров, остальные кондукторы и нижние чины. Жилые помещения предусматривали также размещение флагмана со штабом.

Для нижних чинов предусматривались подвесные койки в носовой части крейсера, для кондукторов – 5 двухместных кают (броневая палуба). Офицерский состав размещался в кормовой части судна. Продовольствие можно было запасти на 2 месяца.

1 декабря 2010 года Аврору вывели из состава ВМФ. Военный экипаж стал штатом – 3 военнослужащих и 28 гражданских.

Экипаж крейсера "Аврора"

Ремонты, модернизация

За время своей истории крейсер претерпел массу ремонтов различного масштаба:

  • Один из ремонтов был проведен в 1905 году. Он был представлен основными неотложными работами по котлам и машинам, изменениями артиллерийской части, установкой двух пулеметов Максима.
  • В августе 1908 года провели длительный ремонт, который занял год. Изменили конструкцию, заменили некоторые орудия, главные машины, котлы и вспомогательные механизмы капитально отремонтировали.
  • В конце 70-х годов XX века состояние корпуса крейсера было аварийным. В 1980 году решили заменить поврежденные элементы. Во время восстановительного ремонта полностью заменили подводную часть.
  • В январе 2013 года приняли решение отремонтировать Аврору и привести в ходовое состояние, не восстанавливая крейсер полностью в историческом виде.
  • В сентябре 2014 года крейсер отбуксировали к Кронштадтскому морскому заводу. Ремонт занял примерно полтора года, а потрачено на него было более 800 миллионов рублей.
  • На место вечной стоянки Аврору вернули 16 июля 2016 года. Во время ремонта создали новую музейную экспозицию и посвятили ее участию крейсера в трех войнах.
  • В июле 2018 года восстановили православный корабельный храм. По выходным и церковным праздникам в нем проводят богослужения.

Были проведены и модернизации:

  • 1915 год. Демонтаж орудий 75 мм, орудия 152 мм увеличены до 10, после – до 14 штук. Одновременно в разы усилили минное вооружение – 150 мин (было 35).
  • 1916 год. Капитальный ремонт, установка зенитных орудий.
  • 1923 год. Установка десяти орудий 130 мм – заменили прежние орудия 152 мм.

Крейсер Аврора как корабль-музей и объект культурного наследия РФ

Официально Аврора стала кораблем-памятником 30 августа 1960 года. В следующем году экспозицию музея расширили, а вход стал свободным. Крейсер стал популярным в городе местом.

После ремонтных работ 1984-1987 года продолжилась служба крейсера, но уже в составе российского ВМФ. С декабря 2010 года крейсер выведен из состава ВМФ и находится на балансе Центрального военно-морского музея.

История Авроры нашла свое отражение в искусстве. Она сыграла роль крейсера «Варяг», про нее сняли мультфильм, где звучит знаменитая песня «Что тебе снится, крейсер Аврора…», ей посвящены различные песни и стихи. Изображение крейсера и экипажа использовали для создания серии почтовых марок. В 1967 году выпустили юбилейные монеты разного номинала с изображением крейсера.

Музей на корабле

Информация для посетителей

Работает музей ежедневно с 10:30 до 18:00 часов, кроме понедельника и вторника. Касса музея прекращает работу за 45 минут до закрытия.

Стоимость билетов для взрослых – 600 рублей, для школьников и студентов – 400 рублей. Музей вмещает до 250 посетителей при свободном посещении.

При осмотре основной экспозиции предусмотрены льготные билеты – 400 рублей для взрослых и 200 рублей для пенсионеров, школьников, студентов.

Музей предлагает экскурсионное обслуживание:

  • Групповые обзорные экскурсии. Обслуживаются группы до 20 человек. Стоимость экскурсии на русском языке – 400 рублей, на английском – 500 рублей за человека. Входные билеты оплачиваются отдельно.
  • Тематические лекции-экскурсии. Проводятся для групп до 20 человек. 500 рублей с человека на русском языке, 600 – на английском. Стоимость входных билетов оплачивается отдельно.
  • Лекции-экскурсии индивидуально и для групп до 5 человек стоят 2500 рублей на русском языке и 3000 рублей на английском. Это стоимость экскурсии для всей группы, входные билеты приобретаются отдельно.
  • Льготная обзорная экскурсия – 250 рублей с человека, входной билет приобретается отдельно.
  • Льготные обзорные экскурсии для школьников и студентов. Проводятся для групп до 20 человек, с каждого берется 100 рублей и стоимость билета.
  • Индивидуальные авторские лекции-экскурсии. Проводятся для групп до 20 человек. Стоимость составляет 2000 рублей на группу, билеты оплачиваются отдельно.

В залах музея предоставляются следующие услуги:

  • аудиогид на русском языке – 300 рублей, на иностранном языке – 600 рублей за прокат, 100 рублей залога (можно оставить водительское удостоверение);
  • разрешение на фотосъемку – 100 рублей, фотовспышка и штатив под запретом;
  • разрешение на видеосъемку – 200 рублей;
  • киносъемка – 300 рублей за час, согласовывается предварительно.

Отдельные категории граждан имеют право на бесплатное посещение музея. С полным списком можно ознакомиться на сайте учреждения.

Билеты на экскурсию

Контакты

Официальный сайт: http://aurora.org.ru

Адрес: Петровская, Петроградская набережная, м. Горьковская, г. Санкт-Петербург 197046, Россия.

Телефон для заказа групповых экскурсий (предварительно): (812) 303-85-14.

Крейсер Аврора является легендой в российской истории. Он участвовал в трех войнах, различных походах, заграничных плаваниях. Сегодня этот корабль-музей является объектом культурного наследия РФ. Посетить его может любой желающий.

Станислав Холмогоров

Автор статей, путешественник и просто отличный человек. Считает, что без путешествий невозможно полноценно жить.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
ПутиХод.ру
Добавить комментарий